nasse (nasse) wrote,
nasse
nasse

Categories:

Компьютерное-неназываемое. Про мотивацию

Про пользователей, которые не заинтересованы в том, чтобы уметь пользоваться компьютером, мы вообще не говорим.
Я буду говорить о взрослых пользователях, у которых есть мотивация.

Так вот. Пользователь хочет решать за компьютером свои задачи (все равно, на работе и по работе, или дома и для собственного удовольствия). Он хочет всякий раз, безошибочно получать нужный ему результат. Он достаточно мотивирован, чтобы тратить усилия на достижение этого результата.

Засада в том, как именно он тратит эти усилия.

Так вот. Пользователь (повторяю, мы говорим об "обычном пользователе", не стремящемся стать комьютерным гуру) тратит колоссальные усилия на запоминание. Он запоминает длиннейшие последовательности действий вида "увидеть вот это, нажать сюда", а также некоторе количество "магических" приемов (типа перезагрузки), которые иногда срабатывают.

Пользователь судорожно старается запомнить те движения мышью, которые производит IT-специалист, решая проблемы.

Когда пользователь задает специалисту вопрос (и желание получить ответ воистину безгранично), он хочет услышать только одно - на какую кнопку жать

IT-специалисты знают, что стратегия запоминания неэффективна, что она захлебывается гораздо раньше, чем приносит осмысленные результаты. Но когда пользователю предлагают понять, как и что работает (на совсем примитивном уровне, не более чем достаточном для комфортного решения польтзовательских задач), пользователь отказывается. Понимать слишком сложно. Пользователь хочет запомнить "магический" рецепт.

К сожалению, такие рецепты, последовательности действий, приводящих к гарантированно хорошему результату, более или менее работают с мобильными телефонами и банкоматами, но к современному компьютеру общего назначения, существующим операционным системам и тому кругу задач, который решает современный пользователь, не применимы.

Таким образом, хотя пользователь хорошо замотивирован, он пытается получать нужные ему знания неэффективным способом (и в этом виноваты современные интерфейсы, ха-ха) и категорически отказывается получать знания другими способами (например, путем чтения пользовательской документации). При этом запоминание всей той фигни, которую запоминает пользователь, совершенно не нужно при понимании небольшого количества базовых принципов.

Я проверяла. Если каким-нибудь хитрым зюком втиснуть в пользователя некоторый объем базовых знаний, пользователь начинает работать гораздо эффективнее и совершает меньше однородных дурацких ошибок. Но скормить пользователю эти базовые знания (непохожие на "какую кнопку жать")очень сложно. Пользователь их не хочет.

Именно поэтому идея действовать через словоупотребление кажется мне более перспективной. Пользователю не будет казаться, что его кормат ненужной заумью.

Tags: Компьютерное, неназываемое
Subscribe

  • (no subject)

    Увидела слово "полисадник", зависла. Слово-то нормальное. Но - не то. По-видимому, это он же, но разнообразно и плотно засаженный.

  • (no subject)

    Узнала слово "олоид". Очарована. UPD Узнала слово с двумя ё, ударение на первую https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%91%D0%BC%D0%B1%D1%91%D1%86

  • (no subject)

    Подумала еще. Мне сейчас кажется нечто кощунственное. Что корень зла именно в идее "непосредственного манипулирования", в тыкании пальцем в монитор.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

  • (no subject)

    Увидела слово "полисадник", зависла. Слово-то нормальное. Но - не то. По-видимому, это он же, но разнообразно и плотно засаженный.

  • (no subject)

    Узнала слово "олоид". Очарована. UPD Узнала слово с двумя ё, ударение на первую https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%91%D0%BC%D0%B1%D1%91%D1%86

  • (no subject)

    Подумала еще. Мне сейчас кажется нечто кощунственное. Что корень зла именно в идее "непосредственного манипулирования", в тыкании пальцем в монитор.…