nasse (nasse) wrote,
nasse
nasse

Мечты, 5


Мое отношение к истории за время школьной жизни менялось от жгучего интереса до отвращения и ужаса. В пятом классе "Историю древнего мира" я прочитала сразу, как выдали учебники, и спросила, почему так мало. В старших классах я открывала учебники по истории, как пьют горькое вонючее лекарство - зажав нос и зажмурившись. Чес-слово, не я в этом виновата.

Историю можно "собирать" на разное. Можно на культуру. Можно на технический прогресс. Можно на войну. Нам ее "собирали" на призводительные силы и производственные отношения. За что и ненавижу.

Мне в истории всегда не хватало "мяса" - пищи для мозгов и воображения, материала для связи всего со всем и методов построения этих связей так, как это делают историки.

Поехали.

Люди. Как жили люди в такой-то стране в такую-то эпоху. Как выглядели их жилища, чем освещались и отапливались. Что эти люди ели и что носили. Какой работой занимались. Как проводили досуг. Какие представления о себе и окружающем мире они имели, во что верили, чего боялись. Какие истории рассказывали, какие песни пели, что праздновали. Как представления и верования этих людей соотносятся с их образом жизни и уровнем развития. Где было похожее. Чем отличаются соседи.

Технология и наука. Что они умели? Что они делали с тканью и кожей, как обрабатывали дерево и камень, какие металлы знали и что умели из них делать. А стекло? А керамика? Как насчет канализации и водопровода? Как они строили корабли и повозки. Из чего у них были дома. Знали ли они математику, в каком объеме. Какой у них был календарь. Кто был грамотен, как и на чем они копировали книги. Что их технологии позволяли в архитектуре. А в сельском хозайстве? А откуда они заимствовали вот эти и вон те знания? И что придумали сами? И какие к этому были предпосылки. И куда их ноу-хау пошли дальше, а где не прижились. и почему греки изобрели геометрию, а арабы - алгебру На чем плаваем? И так далее.

Искусство и культура. Ну да. Художники, музыканты, зодчие, писатели и поэты. Просветители и меценаты. Книгопечатание. Кто был чьим современником, кто у кого учился, кто на кого плевался. Как представления людей о мире и их образ жизни в это время в этом месте оказали влияние на культуру. Как эта культура оказала влияние на все остальное.

Ладно, экономика. Что у нас с деньгами? Что было ценностью. В каком виде собирали дань, налоги и подати, и что с ними делали потом. Откуда здесь какие богатства. Что мы можем экспортировать, а что придется импортировать. Что приносит этот экспорт (и что может его сломать) и чем чреват импорт (кто может взять нас за горло). А что у нас с профессионалами? Как налоги считаем. Какие деньги водятся у менялы и что он с ними делает. Купеческие гильдии есть? А векселя? А банки? А у кого есть средства, чтобы построить собор, открыть университет, финансировать мореплавателя? Сколько стоит потребительская корзина горожанина? А вооружение солдата? А на какую сумму живет крестьянская семья?

Хорошо, война. Кто у нас в армии? Сколько лет они служат, что умеют. Какое оружие, доспех и военную технику позволяют наши технологии? А наши деньги? А какие у нас традиционные способы ведения войны? И где они не работают. А что у нас со снабжением? А со связью? А с разведкой? Угу, а что у противника? А как вообще дерутся гладиусом, ездят на колесницах и в чем дао боевого слона. На что способен длинный английский лук? Чего стоит рыцарь в тяжелом доспехе? Чем отличалось вооружение крестоносцев и их противников и у кого дрын лучше

И, наконец. На что обратит внимание историк, гуляя по Питеру? А по Таллинну? Что можно узнать из "Одиссеи" про древних греков? А из Евангелий - про древних евреев и римлян? А под каким углом историк читает Дюма, смотрит "Храброе сердце" и всяческих Робин Гудов? Какую информацию об истории народа можно извлечь из его языка? и как вести себя попаданцу, чтобы не попасть, куда не надо
Tags: Мечты о школе
Subscribe

  • (no subject)

    Интересно, объявят ли 19 апреля днем внеземной авиации?

  • (no subject)

    Увидела слово "полисадник", зависла. Слово-то нормальное. Но - не то. По-видимому, это он же, но разнообразно и плотно засаженный.

  • (no subject)

    Узнала слово "олоид". Очарована. UPD Узнала слово с двумя ё, ударение на первую https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%91%D0%BC%D0%B1%D1%91%D1%86

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

  • (no subject)

    Интересно, объявят ли 19 апреля днем внеземной авиации?

  • (no subject)

    Увидела слово "полисадник", зависла. Слово-то нормальное. Но - не то. По-видимому, это он же, но разнообразно и плотно засаженный.

  • (no subject)

    Узнала слово "олоид". Очарована. UPD Узнала слово с двумя ё, ударение на первую https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%91%D0%BC%D0%B1%D1%91%D1%86