nasse (nasse) wrote,
nasse
nasse

Category:

Школьная литература - тема вообще болезненная.

Среди моих знакомых встречались милые, разумные, адекватные люди, не читавшие художественной литературы. Лет до 20+. Потом действие прививки проходило, и они с удивлением обнаруживали, что читать увлекательно.

Я, начав читать, читала как запойная пьяница. Но книги у меня четко делились на "книги для чтения" и "школьную литературу". Со средней школы. В книгах для чтения не было "типичных представителей", к книгам по литературе не было личного отношения. Я про них ничего не думала. Литература восстановила свою целостность для меня лет через 5 после окончания школы.

И вель что удивительно. Мы все читали. Мы все обменивались книгами и рассказывали друг другу о книгах. Про "Мастера и Маргариту" мне рассказала одноклассница. Про "Унесенных ветром" - другая. Третья изумительно пересказывала Акутагаву. Подруга страницами цитировала "Сто лет одиночества". Только все это происходило в куске пространства, совершенно отделенном от школьной литературы.

Я считаю, что читать - это хорошо, правильно, интересно, увлекательно, полезно для мозгов, расширяет кругозор и т. д. И я считаю, что большинство писателей пишет книги для читателей, а не для филологов и профессиональных критиков. Умберто Эко, конечно, исключение Поэтому позиция "обычного" читателя ничем не примитивна и совершенно не унизительна, а "чем мне нравится или не нравится эта книга" - вполне благопристойный вопрос. Позиция читателя искушенного, эдакого филолога-любителя, которого интересует "как это сделано", безусловно, тоже имеет право на существование. Но это другая игра.

А вот зеркала русской революции лучше вернуть на зеркальную фабрику. (Я не на Льва Николаича еду, а на привычку рассматривать каждого автора в основном под политическим углом) Идеология и спущенные сверху оценки "кто тут сегодня гениальный, а кто просто выдающийся" к делу отношения не имеют.

Мне кажется, что насколько читающим будет ребенок, зависит, в первую очередь, от родителей, а вот на его выбор книг могут повлиять другие - от рассказов друзей до советов библиотекаря.

Так что одна из задач школьной литературы - дать представление о разнообразии книг. О разных жанрах и разных стилях. Об авторах разных эпох. О серьезных книгах и легком чтении. И не надо морщить лобик - взрослые читают либо по работе, либо для удовольствия.

Второе - это навык чтения сложных книг. Например, не современных. Чтобы у ребенка не дрогнула рука достать атлас, залезть в энциклопедию или словарь, дочитать до конца сноску. Чтобы его выбор не ограничивался книгами, в которых и так все понятно. (Кстати, привет, история с географией)

Третье - это умение высказывать СВОЕ мнение о прочитанном. Говорить. Русским языком. Грамматически правильными, законченными предложениями. С богатой лексикой. Своими словами, а не штампами из учебника. Высказывать свои мысли и чувства.

Четвертое - анализ текста. Те самые основы филологии.
Tags: Мечты о школе
Subscribe

  • (no subject)

    Несмотря на всю текущую популярность Дюны, попытка нагуглить тампер механический приводит.

  • (no subject)

    А кто-нибудь когда-нибудь классифицировал методы дальних космических перелетов в SF? Отдельно интересно, сколькие из них порождают специфическую...…

  • (no subject)

    Современные неоднократные экранизации одного и того же сюжета мало чем отличаются от вполне традиционных картин на библейские или древнегреческие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

  • (no subject)

    Несмотря на всю текущую популярность Дюны, попытка нагуглить тампер механический приводит.

  • (no subject)

    А кто-нибудь когда-нибудь классифицировал методы дальних космических перелетов в SF? Отдельно интересно, сколькие из них порождают специфическую...…

  • (no subject)

    Современные неоднократные экранизации одного и того же сюжета мало чем отличаются от вполне традиционных картин на библейские или древнегреческие…