nasse (nasse) wrote,
nasse
nasse

Про реальность, из которой была баечка

Баечка http://nasse.livejournal.com/392905.html была из другой реальности. Совсем. До меня только сейчас дошло, что эту реальность неплохо бы описать, потому что опознать ее по баечке это хм... только для тех, кто в таких местах бывал.

Итак, 2 школа. Физ-мат. Наш класс набирали в 8 и добирали в 9 классе (по старому). Приглашали, например, по результатам олимпиад.

Примерно полкласса были маньяки, которые хотели физики и математики. Много и качественно. Остальные просто хотели получить хорошее образование и поступить куда хотят. Человек 5 было "совсем не в игре", но никому они особо не мешали. Вопрос мотивации не стоял вообще - все были взрослыми людьми, которые знали, чего хотят. Учеба в этой школе, по этой программе, была делом добровольным, и выбор осуществляли подростки, а не их родители.

Маньяки хотели странного. Школа была предназначена и заточена под то, чтобы накормить их этим странным. Программа по спецпредметам была такой, чтобы полностью удовлетворить наше любопытство (5 физик, 9 математик в неделю, не считая программирования на УПК, и все на полную катушку). Пара великолепных учителей занималась тем, чтобы набивать наши головы физикой и математикой с максимальной плотностью, которую мы могли вынести, и следить за тем, чтобы материал укладывался качественно и не создавал заторов в наших кипящих мозгах.

Маньяки были мотивированы. Маньяки были талантливы. Им хватало воображения, любопытства и упорства. И им было трудно учиться. То самое, мнэ, очень трудно, но очень здорово. Маньякам не хватало последовательности и четкости. Внимательности к деталям. Для маньяков было неочевидно, что хорошей соображалки недостаточно. И маньяков учили ровно тому, что им было нужно.

Школьного учебника по физике я не видела. Физматшкольный учебник по алгебре (зелененький, Виленкин) видела, но не открывала. А вот содержимое тетрадей было просто золотым.

Обсуждать на перемене решение задачи было нормальным. Просто потому что глаза горели. Да, домашки списывали. В смысле "дай посмотреть решение, у меня не получилось". И это вообще никого не волновало. Решить было победой, разобраться с решением - обязанностью. А на контрольных все было честно. Оценки вообще занимали место бессмысленного флажка на флюгере. Соперничества не помню - все были загружены своим процессом обучения. Сотрудничество было. Любой маньяк мог читать книжку по топологии (например, на химии). Ошибки в том же Сканави находили.

Типовых задач и тупого "подставить значения в формулу" не было вообще.

Понятно, что педагогические задачи в таком классе были совсем другого свойства. Не "мотивировать и впихнуть", как в обычных школах. Скорее "выставить планку качества, помочь отрефлексировать процесс обучения, произвести растяжку воображения".

Наш математик, Нестеров, был особенно виртуозен в том, чтобы позволить нам столкнуться с тем фрагментом действительности, который Математика, тем фрагментом действительности, который наше сознание. И пережить это столкновение. Растерянность, непонимание, осознание, что чего-то недоучил, чего-то не знаешь, на что-то не хватает воображения. Обнаружить себя на асфальте в лыжах и продолжать двигаться из этой позы. Не развалиться. Знать, что в конце учебника может не быть ответов, или они могут оказаться неправильными, но это ни на что не влияет.

Вторая школа - это было изумительно. Правда.
Subscribe

  • (no subject)

    Несмотря на всю текущую популярность Дюны, попытка нагуглить тампер механический приводит.

  • (no subject)

    А кто-нибудь когда-нибудь классифицировал методы дальних космических перелетов в SF? Отдельно интересно, сколькие из них порождают специфическую...…

  • (no subject)

    Современные неоднократные экранизации одного и того же сюжета мало чем отличаются от вполне традиционных картин на библейские или древнегреческие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • (no subject)

    Несмотря на всю текущую популярность Дюны, попытка нагуглить тампер механический приводит.

  • (no subject)

    А кто-нибудь когда-нибудь классифицировал методы дальних космических перелетов в SF? Отдельно интересно, сколькие из них порождают специфическую...…

  • (no subject)

    Современные неоднократные экранизации одного и того же сюжета мало чем отличаются от вполне традиционных картин на библейские или древнегреческие…