nasse (nasse) wrote,
nasse
nasse

Category:
К http://nasse.livejournal.com/399411.html и http://kot-kam.livejournal.com/715073.html

Я совсем не упертый маньяк буквального словоупотребления. И недостаточно компетентна, чтобы спорить об этом с филологом Камышовым.

Но хочу обратить ваше внимание на сцепку нескольких явлений, которые дают, на мой взгляд, довольно неприятный результат. И немного оправдаться.



Наверное, многие читали книгу Чуковского "От двух до пяти". Мне кажется, она достаточно хорошо иллюстрирует, как дети осваивают родной язык. Сначала ребенок выучивает языковую норму, потом с удивлением и восторгом обнаруживает возможность языковой путаницы, игр и перевертышей, и вдохновенно ими забавляется. Годам к пяти восторг проходит, и человеческий детеныш говорит на родном языке уже достаточно свободно.

Когда ребенок осваивает метафоры и переносные значения, не помню, но кажется, в диапазон от 2 до 5 это не входит. Что-то мне подсказывает, что этот кусок языкового опыта как раз и приходится на старший дошкольный - младший школьный возраст. То есть ребенок этими трюками еще не владеет, он их только осваивает. Требовать, чтобы он их всегда распознавал и правильно понимал, довольно наивно.

Этот же самый период связан с социализацией. Ребенок еще не знает, что взрослые могут говорить неправду, что их требования необязательно понимать буквально, что в "большом" социуме требуется и принимается гораздо меньшая искренность и откровенность, чем в ближнем кругу, что некоторые формы говорения неправды просто являются социальными требованиями, хотя и неявными.

Кроме того, ребенок в этом возрасте еще плоховато осознает, как он себя чувствует, что он может, чего он хочет. Он может совершенно спокойно принимать за свои желания требования родителей. Он вообще больше всего на свете хочет быть хорошим и одобряемым взрослыми, и ради этой высокой цели способен изогнуть свои мозги в невероятный бонсай.

И вот когда двойные послания взрослых сочетаются с употреблением двусмысленных высказываний, и накладываются на то, что ребенок еще плохо различает "хочу", "могу" и "должен", в голове у него образуется настоящая и плохоусвояемая каша.

Я понимаю, что нельзя вот так чудом переделать социум. Я понимаю, что причуды языка - сокровище, а не бремя. Но, наверное, не надо валить все в одну кучу на несчастную детскую голову. Дайте ребенку прожевать!

Психологи, филологи и лингвисты. Если я гоню, поправьте.


А еще, кажется, маленькие дети плохо распознают иронию...

Да, я не хочу мыть посуду. Но если меня вежливо попросят, помою

И еще один вопрос, для проверки временнОй оценки. В каком возрасте дети начинают получать удовольствие от Кэрролла?
Subscribe

  • (no subject)

    Как водится, ничего нового и умного. Но вдруг... Про привычку к соматизации всяких проблем. Тело, собственная родная шкура при этом может объявляться…

  • (no subject)

    Люди-нелюди, еще один вброс. Как надежно сохранить психосоматизацию. Постараюсь описать жизненный и неэкстремистский расклад. Сразу предупреждаю -…

  • (no subject)

    Еще про соматизацию у детей (к http://nasse.livejournal.com/688800.html ) Спасибо за интересные и содержательные комменты. Если руки дойдут - напишу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments

  • (no subject)

    Как водится, ничего нового и умного. Но вдруг... Про привычку к соматизации всяких проблем. Тело, собственная родная шкура при этом может объявляться…

  • (no subject)

    Люди-нелюди, еще один вброс. Как надежно сохранить психосоматизацию. Постараюсь описать жизненный и неэкстремистский расклад. Сразу предупреждаю -…

  • (no subject)

    Еще про соматизацию у детей (к http://nasse.livejournal.com/688800.html ) Спасибо за интересные и содержательные комменты. Если руки дойдут - напишу…