У нас вроде как получается, что обучающийся должен уметь находиться в двух разных состояниях. Одно - выполнять требования обучающего, исходя из предположения, что с процессом и требованиями все ОК. Другое - оценивать результативность процесса обучения и комфортность себя-в-процессе (и делать выводы, подходит ли ему процесс, требования и результаты). И между этими состяниями как-то переключаться.
Что-то мне подсказывает, что одновременно делать и то, и другое нельзя.
По-моему, ребенкам вторую фазу чаще всего запрещают. Поэтому взрослые ее далеко не всегда умеют.
Но все равно будет некоторое слепое пятно, потому что некоторые аспекты процесса обучения обучающийся оценить не может.
Эль, сорри, на обсуждение словоупотребления меня сейчас не хватит.