nasse (nasse) wrote,
nasse
nasse

Categories:

Про эмоциональное дистанцирование

Когда я училась в 5, кажется, классе, в каком-то задании по истории требовалось охарактеризовать кого-то из древнегреческих политических деятелей. Чуть ли не Перикла. В том числе предлагалость описать и личное отношение к его деяниям. Я тогда немножко впала в ступор. Да, возможно было расписать, насколько прогрессивны были его взгляды, какую практическую пользу принесла его деятельность древнегреческому обществу... Но как я, советская пионерка, могу одобрительно высказаться о политике, который не боролся против рабства?

Да, звучит смешно. Позже я как-то научилась соотносить деятельность политика, высказывания писателя, воззрения философа или идеи ученого с той эпохой, которой он принадлежал, а не со своим современным мировоззрением и личной этикой. Но момент этот - отложить в сторону личное при анализе явления из другой эпохи и другого контекста - так и остался непроговоренным. И умение, например, аргументировать точку зрения, с которой я не согласна, у меня тоже сформировано неважно.

И вот сейчас я смотрю все на те же задания по риторике ( http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=34786&p_page=3 , нужный фрагмент под катом) и размышляю. Какими навыками должен обладать студент, чтобы выполнить это задание без душевных мук и получить нужный навык по риторике, если его собственные воззрения на лень отличаются от нижеизложенных? Где и когда он мог приобрести эти навыки? Предполагается ли, что у студента эти навыки есть? И какая каша сварится у него в голове, если у него этих навыков нет?


Практическое занятие 10
АРГУМЕНТАТИВНАЯ РЕЧЬ
(4 часа)
Цель занятия: тренировка аргументации и логики, поскольку все виды и роды речей относятся к аргументативным.

Задание 1. Составьте речь по схеме на тему: «Завтра, завтра, не сегодня – так ленивцы говорят».
I. Анализ темы. Почему многие любят всё откладывать? (смысл пословицы).
II. Причины:
1) недостаток чувства долга и любви к добру;
2) легкомыслие, надежда на то, что всё можно успеть сделать «за один присест»;
3) изнеженность, непривычка к постоянным усилиям и преодолению трудностей;
4) жажда удовольствий, «коим в жертву приносится долг», отвращение от всего, что кажется неинтересным.
III. Следствия:
1) кто откладывает работу, тот удваивает тяжесть труда; у всякого дня – своя забота, довлеет дневи злоба его;
2) многое, что не сделано вовремя, уже безвозвратно упущено;
3) отложенная работа выполняется всегда спешно, кое-как;
4) настроение портится:
а) оттого, что долг не выполнен;
б) от предчувствия ещё более тяжелых усилий, которые понадобятся, чтобы успеть справиться;
5) теряется доверие начальства, сотрудников, подчиненных: они обнаруживают нашу слабость.
П о д с к а з к а . Речь по контрасту и диалектическая речь относятся к единому типу – аргументирующей речи. Разница определяется доминированием признаков.
Общее:
Цель – убедить собеседников.
Содержание речи – аргументация, доказательства в пользу своей позиции.
Особенность – заострённость позиции, усиление аналитики, информативная значимость, возможность представить
разные точки зрения по одному вопросу, повышенная логическая точность.
Структура аргументативной речи:
а) тезис;
б) аргумент № 1;
в) иллюстрация:
– аргумент № 2, пример;
– аргумент № 3, пример;
г) вывод.



PS А вот про риторику и этику мы, пожалуй, дискутировать не будем...
Tags: риторика
Subscribe

  • (no subject)

    Узнала слово "олоид". Очарована. UPD Узнала слово с двумя ё, ударение на первую https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%91%D0%BC%D0%B1%D1%91%D1%86

  • (no subject)

    Подумала еще. Мне сейчас кажется нечто кощунственное. Что корень зла именно в идее "непосредственного манипулирования", в тыкании пальцем в монитор.…

  • (no subject)

    Задумалась о том, что тачскрины - плохой, медленный и неудобный интерфейс. По крайней мере, по сравнению с классическими клавиатурой и мышью. (Над…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments

  • (no subject)

    Узнала слово "олоид". Очарована. UPD Узнала слово с двумя ё, ударение на первую https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%91%D0%BC%D0%B1%D1%91%D1%86

  • (no subject)

    Подумала еще. Мне сейчас кажется нечто кощунственное. Что корень зла именно в идее "непосредственного манипулирования", в тыкании пальцем в монитор.…

  • (no subject)

    Задумалась о том, что тачскрины - плохой, медленный и неудобный интерфейс. По крайней мере, по сравнению с классическими клавиатурой и мышью. (Над…