nasse (nasse) wrote,
nasse
nasse

Еще одно мнение о православии и одежде, которое мне понравилось. На этот раз - мнение священника. Отсюда http://nacional-kostyum.com/pravoslavnaja-odezhda/stat/stat1.html



Протоиерей Александр СОРОКИН, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в честь 300-летия Дома Романовых г. Санкт-Петербурга, председатель издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, редактор журнала «Вода живая»:

-- Может ли интерес к моде мешать духовной жизни? Смотря что подразумевать под модой и что под духовной жизнью. Если духовная жизнь, как некоторые думают, это когда очи поднимаешь горе и не замечаешь, что творится вокруг, то такой духовной жизни будет мешать не только мода, а вообще все. В здоровом интересе к моде я не вижу ничего плохого. Один человек интересуется модой, другой автомобилями, третий садоводством. Другой вопрос, если мода (или автомобили, или садоводство) является главным интересом человека; тогда это называется идолопоклонство, и это уже грех.


Бывает, что женщина работает в фирме, где существует дресс-код, и ей необходимо быть в курсе моды и хорошо одеваться. Тут многое зависит от ее мироощущения. Если человеку хочется одеваться красиво -- я не вижу в этом чего-то страшного. Если женщина чувствует, что ей невмоготу постоянно об этом думать и бегать по магазинам в поисках модной одежды, наверное, не стоит себя заставлять.


Иногда спрашивают: нужно ли наряжаться на литургию? На литургию хорошо одеваться не буднично, ведь литургия -- это праздник. К сожалению, у нас в России «одеться празднично» часто значит ярко и броско. Но неправильно было бы одеваться в храм, как на бал.


Плохой вкус -- это, конечно, не грех, потому что «грех» -- понятие не вкусовое, а нравственное. Но все-таки вкус нужно в себе воспитывать. В Евангелии сказано: «…Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое…» (Мф. 6, 17) -- то есть выгляди празднично. И когда Спаситель говорит о лилиях, которые Господь одевает лучше, чем Соломон одевался, -- ведь Он тоже рассуждает тут с точки зрения красоты и вкуса.

Я в принципе против специального православного стиля в одежде. Здесь можно привести в пример часто цитируемый документ раннехристианских времен -- письмо к Диогнету: «Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особых городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия и ведут жизнь, ничем не отличную от других… Но... следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни…»


Мне кажется, особенный стиль одежды, который порой отличает сегодняшних православных от других людей, -- это свидетельство внутренней слабости православных, которую они возмещают внешними знаками отличия -- неброскими мрачными тонами, чтобы подчеркнуть свое «смирение», но, как правило, это не имеет никакого отношения к настоящему смирению.


Есть мнение, что когда человек много сил тратит на внешнее, например, на то, чтобы хорошо одеваться, то у него не остается этих сил на внутреннюю жизнь, на своих близких. Но вот я знаю некоторых сестер милосердия, которые много душевных сил вкладывают в служение больным -- и при этом одеваются с большим вкусом и выглядят очень красиво.
Subscribe

  • (no subject)

    Интересно, объявят ли 19 апреля днем внеземной авиации?

  • (no subject)

    Увидела слово "полисадник", зависла. Слово-то нормальное. Но - не то. По-видимому, это он же, но разнообразно и плотно засаженный.

  • (no subject)

    Узнала слово "олоид". Очарована. UPD Узнала слово с двумя ё, ударение на первую https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%91%D0%BC%D0%B1%D1%91%D1%86

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments