nasse (nasse) wrote,
nasse
nasse

Category:

Оливер Вулф Сакс. Человек, который принял жену за шляпу

Хочу рассказать про книгу, с которой меня сплющило, а теперь колбасит.

http://www.flibusta.net/b/95975/read

Прежде всего - огромная благодарность mithrilian, которая неоднократным цитированием спровоцировала меня все-таки прочитать эту книгу.

Книга замечательная.

Вообще, в сферу моих интересов мозголюба-любителя патология не входит. Мне как-то насущее исследовать окрестности нормы. Но невролог Оливер Сакс меня поразил.

Он рассказывает о серьезных патологиях - дефектах развития, последствиях травм
и болезней, кардинально меняющих человеческую жизнь и лишающих больного тех
возможностей, которые нам, здоровым, кажытся очевидными и неотъемлемыми. Сакс
пишет о людях с тяжелыми амнезиями, о людях, потерявших ощущение собственных
мышц или способность узнавать лица.

Но пациент для Сакса - прежде всего живой человек, как-то взаимодействующий (в
числе прочего и) со своей болезнью. Сакс много пишет о неврологии как
"романтической науке", противопоставляя этот подход ныне традиционному,
сводящему пациента к диагнозу. Истории, рассказанные Саксом - это истории
жизни, а не истории болезни. Сакс берет на себя смелость говорить о душе.

Сакс искренне и последовательно ставит во главу угла качество жизни пациента,
ее наполненность и осмысленность, ощущение полноценности и целостности,
доступное пациенту. Именно это буквально вынуждает врача ставить перед собой (а
иногда и перед пациентом) вопрос, что ценнее - максимальная полнота ощущения
жизни или максимальное приближение к медицинской норме.

И иногда норма проигрывает. Парень с синдромом Туретта отказывается принимать
по выходным галоперидол - лекарство избавляет его от нервных тиков и
вызывающего поведения, а заодно - и креативности в музыке. Женщина отказывается
купировать музыкальные галлюцинации, которые возвращают ее в раннее детство.
Скас с печалью рассказывает о слабоумных близнецах - гениальных вычислителях,
которых разлучили (для их же пользы) и научили пользоваться общественным
транспортом, но лишили возможности играть в удивительные игры с числами,
которые делали их счастливыми. Еще одна слабоумная девушка отказывается от
"полезной" трудотерапии, потому что чувство полноты жизни ей дает театр.

Доктор Сакс всегда готов искать тот самый фактор, который позволит конкретному
пациенту "собрать себя" и сделать свою (какая получилось) жизнь максимально
осмысленной. Для кого-то это пение в церковном хоре, для кого-то - работа в
саду.

Как раз эта позиция, ориентированность на выборы и ценности пациента,
готовность поддержать ЕГО СОБСТВЕННУЮ предпочитаемую историю (а не стремление к
норме) как мне кажется, сближает идеи Сакса с нарративным подходом.

А те параметры, по которым обычно оценивают здоровье пациента (IQ, прохождение
каких-то тестов) имеют к качеству жизни весьма отдаленное отношение.

Собственно, это противостояние "качество жизни vs норма" и "самореализация vs
адаптация", проявленное на примерах серьезных болезней, и заставило меня
почувствовать себя разобранной после чтения этой книги.

Уже не про Сакса, а по мотивам, будет дальше
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments