nasse (nasse) wrote,
nasse
nasse

Category:

Дискурс "Почетно обладать мастерством"

По-хорошему, надо бы сначала дочитать Веблена, потом подумать. Но я не могу. Буду гнать.
Поскольку и в истории, и в социологии я ни в зуб ногой, буду гнать на основании жопной чуйки и общей нахватанности. Ляпы будут.
Поскольку я сейчас собираюсь вогнать булавку в акупунктурную точку, прошу НЕ СЛИШКОМ оффтопить в комментах (интересные вбоквеллы вытащу наверх) и корректно обращаться с собеседниками. Все люди разные, вы тоже :)

Начну.

1. Дискурс "почетно обладать мастерством" не отменяет вебленовского "почетно быть богатым и праздным", а только хитро на него накладывается. Ни обязанности проставиться перед коллегами, ни права прокутить честно заработанные большие деньги, дискурс про мастерство не отменяет.

2. У дискурса "почетно обладать мастерством" есть собственные виды демонстративного потребления и демонстративной деятельности. По-видимому ДП и ДД - вообще популярные у людей способы демонстрировать принадлежность к дискурсу.

3. "Бывают и просто сны". Не все потребление и не вся деятельность - демонстративные. Хотя разглядывать их бывает интересно и удивительно.



Когда и где зародился дискурс "почетно обладать мастерством", не знаю. Но есть ощущение, что он сильно развился и укрепился в городской культуре, во времена существования цехов, и его заметно подкормило Возрождение.

В СССР этого дискурса тоже было много - нужен был положительный образ честного труженика, живущего в довольстве.

"Почетно обладать мастерством" означает, что почетно делать уникальный, качественный, полезный продукт, и получать за это славу (которая доброе имя) и хорошие деньги.

При этом не почетно, а вовсе даже и позорно заниматься трудом монотонным, бессмысленным, стереотипным (а не творческим), недостаточно квалифицированным. Без сомнения, постыдно, когда результаты этого труда хранятся и пылятся, а не используются по назначению (даже если за них хорошо заплатили). Очень стыдно продавать продукт за небольшие деньги (даже при нужде). А вот иногда работать "за интерес" вполне допустимо. Позорно делать продукт низкого качества или недостаточной эстетической ценности, даже если это оплаченное требование заказчика ("халтурка"). Непочетно связываться с неуважаемым заказчиком. Ужасно, если способ применения продукта позорит мастера (мясокрутка отца Кабани).

Вот будет ли предмет мастерства иметь сугубо прикладное или чисто эстетическое назначение, и окажется ли он материальным (или, например, окажется искусством музыканта или поэта, или практически применимыми знаниями ученого), уже несущественно. По крайней мере, сейчас.

Поскольку деятельность в рамках этого дискурса часто бывает осмысленной, я буду говорить скорее об элементах демонтративности в деятельности и потреблении, его поддерживающих.
тем более, что я сама завербована этим дискурсом по самые уши

Идея "обязательно нужно иметь творческое или рукодельное хобби". Идея "стыдно работать только за деньги". Идея "стыдно обращаться к специалисту, чтобы что-то починить или сщить" (у нее могут быть и другие корни).

Привычка скрывать или обесценивать "непочетную" профессиональную деятельность (тут всё будет в речи), или вообще избегать ее. Привычка "коллекционировать" дипломы и титулы, участвовать в конкурсах, ходить на курсы. Привычка общаться в профессиональных сообществах, занимая там вполне определенную позицию. Привычка оценивать свое профессиональное сообщество как людей, более хороших и правильных, чем другие.

Привычка покупать инструменты, материалы и специальную литературу для своей профессии или хобби. Даже если они наворочаннее, качественнее и их больше, чем реально планируется употребить. (О, мои ниточки...) При этом обратите внимание. Профессиональные инструменты стоят реально дорого. Тем не менее, многие предпочитают именно их, хотя им это и не нужно (а статусность, хотя и нишевая, создает подъем цен)

Если что важное было забыто, прошу дополнять.
Tags: Люди и дискурсы
Subscribe

  • (no subject)

    Вдруг поняла, как я воспринимаю современные вечерние платья. Женщина в коротком, открытом платье (габаритов коктейльного) выглядит либо задорно…

  • (no subject)

    У обувной фирмы Rieker, которую я временами нежно люблю, бывают очень характерные туфли. Я долго-долго на них смотрела и думала, что это не может…

  • (no subject)

    Сходила на тренинг doggytalking "Стиль как история" про применение нарративки к гардеробу. Насладилась. Было интересно и осмысленно.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments

  • (no subject)

    Вдруг поняла, как я воспринимаю современные вечерние платья. Женщина в коротком, открытом платье (габаритов коктейльного) выглядит либо задорно…

  • (no subject)

    У обувной фирмы Rieker, которую я временами нежно люблю, бывают очень характерные туфли. Я долго-долго на них смотрела и думала, что это не может…

  • (no subject)

    Сходила на тренинг doggytalking "Стиль как история" про применение нарративки к гардеробу. Насладилась. Было интересно и осмысленно.…