nasse (nasse) wrote,
nasse
nasse

Category:

Про обиду, доверие и ожидания

Под катом - даже не гон, а просто лажа и фантазии. В основном - шкурные. Но вдруг кому окажется полезным такой взгляд.

Пытаясь разбираться с обидой, я гуглила. А это хороший способ собрать все популярные дискурсы.
Про обиду любят говорить, что она вызвана обманутыми ожиданиями. И добавлять что-нибудь в стиле "не имейте ожиданий, и будет вам хорошо".
Но вообще-то ожидания все равно есть. Более того, доверие - и есть определенный набор ожиданий. Мы ожидаем от близких (я скорее о близких-по-выбору), что им не пофиг на наши эмоции, что они с уважением относятся к нашим границам и ценностям, что с ними можно договориться. И не удивляемся, когда они ожидают от нас чего-то похожего.
Мы ожидаем от наемного специалиста, что он сделает для нас ту работу, о которой мы договаривались, в условленный срок и с приемлемым качеством. А он, соответственно, ожидает, что мы его работу оплатим.
Дети ожидают от родителей, что родители их любят и о них заботятся.
Нет ожиданий - нет доверия, нет отношений. Даже деловых, не говоря уже о лично значимых.
Да, конечно, ожидания бывают совершенно неоправданными, нереалистичными и высосанными из большого пальца левой ноги. Да, ожидания бывают некорректируемыми. И это - проблемы.
Но в принципе, отсутствие ожиданий из некоторого набора - это отрицание значимости отношений.

Если говорить об обиде на близкого (и особенно - о детской обиде) не как о средстве шантажа, и не как о способе сделать себя перманентно несчастным, то она может означать примерно следующее.
Ты хороший и справедливый, ты обо мне заботишься, я тебе доверяю, эти отношения для меня значимы. Но вот тут ты поступил со мной неправильно, и мне от этого плохо.
Смотрите. Это способ сохранить принятие и доверие вообще, обозначив конкретный случай как исключение.
(А если обида используется все-таки как средство шантажа - другая сторона тоже подразумевает, что отношения значимы и их следует сохранять. Чтобы дергать за эту веревочку, она должна быть)

Таким образом, обижаясь на родителей, ребенок сохраняет себе возможность продолжать считать их ВООБЩЕ хорошими. При этом сохраняя себе некоторое "я есть" - "я тот, кто пострадал от несправедливости". Т.е. это способ сохранить ОТНОШЕНИЯ, в которых есть сам ребенок, есть значимый взрослый, и ценность отношений признана.

Если обижаться ребенку запрещено, он (в принципе) может не обижаться... отменив значимость отношений. Или сохранять значимость отношений, глотая обиды.

Перманентный ком в горле может означать "я старался доверять значимым взрослым"

А вариации с обидой как средством манипуляции - это уже надстройки. Проглоченной обидой не особо поманипулируешь.
Tags: обида
Subscribe

  • (no subject)

    Несмотря на всю текущую популярность Дюны, попытка нагуглить тампер механический приводит.

  • (no subject)

    А кто-нибудь когда-нибудь классифицировал методы дальних космических перелетов в SF? Отдельно интересно, сколькие из них порождают специфическую...…

  • (no subject)

    Современные неоднократные экранизации одного и того же сюжета мало чем отличаются от вполне традиционных картин на библейские или древнегреческие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • (no subject)

    Несмотря на всю текущую популярность Дюны, попытка нагуглить тампер механический приводит.

  • (no subject)

    А кто-нибудь когда-нибудь классифицировал методы дальних космических перелетов в SF? Отдельно интересно, сколькие из них порождают специфическую...…

  • (no subject)

    Современные неоднократные экранизации одного и того же сюжета мало чем отличаются от вполне традиционных картин на библейские или древнегреческие…